ГлавноеСтатьи

Как в Казахстане понимают качество жизни или притча о слепых мудрецах

Продолжая тематику одной из предыдущих статей о том, что представляет собой качество жизни, вспоминается притча о том, как шесть мудрецов в темноте пытались на ощупь определить, что перед ними оказалось.

Каждый из них фиксирует свои тактильные ощущения и по-своему описывает их другим. У каждого из них свой личный опыт, который не совпадает с опытом коллег, что приводит к спорам и не позволяет установить истину

Ранее читатели ознакомились с тем, что отличие от уровня жизни (измеряемого в деньгах, площадях и объемах) от качества жизни заключается в том, что это именно качественная, оценочная категория, которая отражает определенные потребительские характеристики целевой аудитории.

При этом это вещи взаимодополняющие и гармонизирующие друг друга.

В качестве примера можно взять жилищно-строительно-коммунальную составляющую жизни общества.

Оценка по уровню жизни – это акцент на показатели типа площади вводимого в эксплуатацию жилья, в то время как оценка по качеству жизни – это оценка того, как людям на этой (и ранее введенной) площади живется.

Насколько госаппарат ориентирован на подобные «качество-центричные» подходы наглядно видно по региональным стандартам для населенных пунктов, которые были утверждены совместным приказом (внезапно) шести министров.

Что это за документ и на что влияет?

Это совместный приказ министров образования и науки (раз), здравоохранения (два), индустрии и инфраструктурного развития (три), культуры и спорта (четыре), национальной экономики (пять), цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности (шесть).

Система региональных стандартов применяется при планировании регионального развития страны, а также в целях решения региональных проблем и повышения качества жизни в населенных пунктах.

Согласно данному документу региональные стандарты определяют (минимальные, как следует из документа) показатели доступности государственных и социальных услуг, обеспеченности транспортной, культурно-досуговой, спортивной, деловой, производственной, цифровой и прочей инфраструктурой в населенных пунктах.

Данные показатели именуют показателями качества жизни (это и есть наш слон).

Иными словами, документ является результатом коллективных изысканий мудрецов на «слоновую тему» и направлен на то, чтобы было понятно чего и где не хватает для нормальной жизни в Казахстане.

При этом он служит не только путеводной звездой, но и является одним из критериев, по которым проводится оценка заявок на местные бюджетные инвестиции, формируемые за счет целевых трансфертов вышестоящих бюджетов.

Проще говоря, на соответствие этим региональным стандартам оцениваются заявки регионов (всех уровней – область, район или город и т.д.) на строительство школ, больниц, центров реабилитации, газопроводов, государственного арендного жилья, местных дорог и улиц, объектов культуры и т.д.

Соответственно, если в Вашем населенном пункте есть то, что соответствует этим региональным стандартам, то по мнению мудрейших выделение средств на что-то сверх этого может быть нецелесообразно.

Что должно быть в населенных пунктах по мнению мудрецов?

Для городов предлагается чек-лист из 41 пункта, где для (почти) каждого из которых есть минимальные значения по «мощности».

Эти требования предъявляются к каждому планировочному сектору населенного пункта – территории, на которой проживает (около) 10 тысяч человек, к примеру:
— общеобразовательные школы на 1300 ученических мест;
— детские сады на 480 мест;
— один нотариус или юрисконсульт;
— 10 общественных туалетов;
— общественные бани на 50 мест;
— игровые площадки площадью в 7 000 квадратных метров;
— предприятия общепита на 100 посадочных мест и т.д.

Выглядит достаточно скромно, если не сказать скупо.

Вдобавок к этому 17 из 41 (41%) показателей вообще не имеют минимальных показателей «мощности», т.к. они определяются «по потребностям», «независимо от мощности» или «в зависимости от местных условий». К таким показателям относятся:
— организации здравоохранения;
— доступность широкополосного интернета;
— автостоянки и паркинги;
— велосипедная инфраструктура;
— аптеки;
— обеспеченность централизованным водоснабжением, газоснабжением и электроснабжением.

Иными словами, цифры под эти показатели не смогли подобрать (либо не было консенсуса), поэтому принято решение, что должна быть хотя бы одна единица этого «чего-то».

Что характерно, сакрального таинства определения «потребности населения» мудрецы в документе не раскрывают.

Резюме

Ни один из 41 показателя для городских населенных пунктов, 26 показателей для райцентров, 19 показателей для сельских округов и 9 показателей прочих сельских населенных пунктов не является «качественным» по своему содержанию.

Ни один из 95 показателей качества жизни, подписанных шестью отечественными мудрецами на деле, не являются таковыми.

Утвержденные региональные стандарты, по мнению автора, являются заниженными и не имеют под собой системной основы, т.к. оторваны от стоящих перед Казахстаном целей в сфере общественной безопасности, низкоуглеродного развития, энергоэффективности, умных городов и т.д.

Напомним, что качество жизни есть социальное самочувствие человека и общества, а также их уровень удовлетворенности условиями, объемом и потребительскими свойствами доступных им социальных и иных институтов, а также товаров и услуг, в том числе государственных.

Что же делать со «слоном»?

Вполне резонный вопрос, возникающий после подобных умозаключений.

Если мудрецы пришли к неверным суждениям о том, что из себя представляет «слон» качества жизни, то необходимо либо включить свет (вероятно для этого Институту экономических исследований на 2021 год поставили схожую задачу), либо рассказать мудрецам о том, что он из себя представляет (провести ликбез), либо заменить мудрецов.

Для всех этих вариантов в Казахстане есть необходимые ресурсы – человеческие, временные (как ни странно), финансовые и институциональные (грядущая смена правительства и возможность изменения «правил игры»).

Последнее следует особенно отметить, т.к. нормативно-правовые акты являются живыми инструментами, которые могут и должны меняться в соответствии с реалиями жизни. К сожалению, но государственная машина имеет достаточно ограниченный взгляд на многие вопросы.

Нормотворчество является таким же творчеством, где нужны навык, усердие, самоотдача и время, которые наше общество способно осознанно направить на столь важные задачи.

Открытыми остаются лишь два явных вопроса и один не совсем явный.

Первые два: что в итоге хочет от мудрецов тот, кто поставил такую задачу и чего хотят сами мудрецы, либо те, кто придет им на смену.

Третий вопрос касается того, как эффективно и с минимальными издержками собирать данные о том, какая территория населенного пункта обеспечена той или иной социальной, деловой и физической инфраструктурой и в какой мере.

Но все это уже, как говорится, совсем другая история и то, как она продолжится и чем закончится во многом зависит от того, как будут развиваться события и как мы с Вами, дорогие читатели, будем принимать в этом участие.

Азиз Искаков

Заместитель директора департамента проектного управления Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, Член Президентского молодежного кадрового резерва

Еще новости

Back to top button
Close