Статьи

Сам себя не похвалишь – никто не похвалит?

Представьте, что Вы ответственны за развитие чего-то там и эта деятельность является основной для Вас. Возьмем, к примеру, конно-балетную промышленность.

Для развития этой штуки у Вас есть полномочия, деньги, время, люди, четкий план действий и все прочее нужное и важное для работы, а еще:

  1. Вы сами определяете способен ли выбранный план действий привести к поставленной цели.
  2. Вы сами определяете свои ключевые показатели и методику их расчета.
  3. Вы сами определяете их плановые значения на тот или иной период и можете их менять в случае необходимости.
  4. Вы сами собираете данные для оценки достижения или недостижения целевых показателей.
  5. Вы сдаете отчет о проделанной работе своему соседу, который опирается на те данные, которые Вы собрали, посчитали по своей методике и оценили их соответствие установленными Вами плановым значениям.

Такой мониторинг выглядит весьма удобно и комфортно для работы (сам придумал, сам сделал, сам себя похвалил), но вот вопрос – как при этом чувствует себя конно-балетная промышленность, которую мы по таким правилам игры развиваем?

Может ли она конкурировать с иностранными и транснациональными структурами на своих и внешних рынках? Достойно ли оплачивается труд работников этой сферы? Позволяет ли отечественное образование в ней обеспечить потребность отрасли в компетенциях, руках, головах и прочем? Соблюдаются ли конно-балетными концернами трудовые права, техника безопасности и нормы местного содержания?

Ни на один из этих вопросов не будет получен честный и объективный ответ до тех пор, пока существует институциональный конфликт интересов – если Вы оцениваете свою работу, то, разумеется, Вы не заинтересованы в том, чтобы оценить ее плохо и тем более делать это систематически и в открытую. Но.

Если бы Вашу работу оценивал кто-то независящий от Вас ни финансово, ни морально, ни иерархически и имеющий компетенции, опыт и желание комплексно развивать страну в целом и конно-балетную промышленность в том числе, то ситуация была бы иная.

Все существующие институциональные конфликты интересов появились не на пустом месте – это болезни роста, форсировать которые не были готовы ни общество, ни экономика, ни система госуправления, существующая не сама по себе, а в тех же рамках и условиях.

Правительство и акиматы в целом так и работают, как описано выше – одна часть правительства планирует, согласовывает и собирает данные, другие развивают конно-балетную промышленность, повышают удои вина из одуванчиков и т.д.

Насколько я могу судить, перераспределение функций мониторинга и оценки (и, конечно же, сбора данных для исполнения этих функций) является наиболее эффективной мерой в текущей ситуации. Все прочее не приведет к решению этой проблемы.

Для исключения конфликта интересов эти функции должны быть целиком переданы структуре, непосредственно подчиненной и подотчетной Главе государства, либо Парламенту, как законодательной ветви власти.

Парламентом утверждаются вопросы организации работы госорганов и бюджета, а кто задает правила и выделяет деньги, тот и имеет право интересоваться за соблюдение этих правил и эффективность использования средств.

В обоих вариантах есть множество тонких моментов, связанных с обеспечением прозрачности всего этого в понятной для людей форме, со сбором данных, разработкой методологий и т.д.

Часть этой работы уже проделана – оценкой эффективности занимается Счетный комитет, не зависящий от правительства и регионов, вопрос стоит за мониторингом и сбором статистических данных.

Для качественного исполнения таких функций необходимы профессионалы с холодной и светлой головой, горячим и преданным стране сердцем и чистыми руками, в которых было что-то кроме ручки или компьютерной мыши.

Теги

Азиз Искаков

Заместитель директора департамента проектного управления Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, Член Президентского молодежного кадрового резерва

Еще новости

Back to top button
Close