Статьи

Общественное мнение – это мнение тех, кого не спрашивают

Как отмечалось в предыдущей заметке, за период с 2016 по 2019 годы было заключено более 300 договоров на услуги по проведению социологических исследований через портал госзакупок (на самом деле их больше, но об этом позже).

Всего на них было выделено 950,9 млн. тенге за четыре года, из которых сумма фактически заключенных контрактов составила 661,6 млн. тенге (69,6%). Почти треть денег была сэкономлена в ходе конкурентной борьбы между потенциальными поставщиками этих услуг.

Всего должно было быть опрошено 662,4 тыс. человек, около тысячи тенге на одного человека в среднем.

Сегодня мы поговорим о том, много это или мало в контексте социологических исследований, а для этого нужно сформировать представление о том, что же такое социологическое исследование и из каких этапов и работ оно состоит.

 

Для этого прежде всего нужно отметить, что мы исходим из определенных допущений и упрощений – одни для удобства расчетов, другие для того, чтобы поддерживать веру в людей.

Допущение первое – поставщики извлекают дивиденды и рентабельность для них важна, как и для любого другого бизнеса, допустим маржа в любом договоре составляет 10% от его суммы.

Допущение второе – все поставщики исправно платят налоги и все они применяют специальный налоговый режим для малого бизнеса на основе упрощенной декларации, иными словами платят 3% от валового дохода (читай – от суммы контракта).

Допущение третье – все поставщики фактически соответствуют предъявляемым квалификационным требованиям, а не просто «лепят» свои заявки, собирая всевозможные документы.

Допущение четвертое – транспортные, накладные, суточные и иные расходы, а также аренда офисов или платежи по кредитам и все прочее не рассматриваются как издержки поставщиков, т.к. они работают из дома и все перемещения проводят пешком, на велосипеде или на общественном транспорте.

 

С учетом этих допущений разберем реальный кейс.

Представьте, что Вы руководитель компании, которая подает заявку на участие в конкурсе госзакупок на проведение социсследования в коллективе одной организации. Конкурс проводится через запрос ценовых предложений, т.е. с квалтребованиями вопрос особо не стоит.

Вам нужно опросить 2 935 человек, общая плановая сумма составляет 700 000 тенге.

Из них 3% уходят на налоги, от оставшейся суммы пусть 10% будут Вашей рентабельностью, а все прочее, грубо говоря, представляет собой себестоимость этих услуг, которая составляет 208 тенге в расчете на одного респондента.

И это мы исходим из плановой суммы, а не из суммы Вашего ценового предложения, значит – Вы понимаете, что являетесь далеко не единственным игроком на этом рынке, значит – Вы снижаете цену, чтобы выиграть этот объем.

Значит, Вы снижаете свою рентабельность, максимально срезаете свои издержки и приходите к тому, что в расчете 106 тенге на одну анкету Вы, вроде как, можете выиграть (рассчитываете, что другие потенциальные поставщики будут более жадными) и считаете такие условия не совсем уж финансово-унизительными.

Необходимые для проведения социологического опроса этапы можно разбить на три блока:

— разработать методологию: выработать цель и основные гипотезы совместно с заказчиком, апробировать ее, все это в двух языковых версиях при оценке корректности интерпретации ее целевой аудитории;

— провести полевой этап: напечатать анкеты, обойти респондентов, согласно социально-демографической структуре всей изучаемой группы (чтобы не было такого, что 80% опрошенных это мужчины, но всего их в коллективе 5%, к примеру), проконтролировать маршрутные листы «полевиков» (проверить опрашивали ли они людей или сами все заполнили), свести все это в одну базу и сделать данные чистыми (проверить все ли целиком и корректно заполнено);

— проанализировать полученные данные и составить отчет: проверить гипотезы, изучить попутно всплывающие вопросы и эвристические моменты (к примеру, по одному вопросу выявлена серьезная неудовлетворенность отдельной группы респондентов – возможно следует ее изучить и поискать причины), напечатать все это в хорошем качестве в нескольких экземплярах и на нескольких языках.

И все это за один месяц и 288 тыс. тенге.

Каково будет качество этой методологии, какая достоверность и репрезентативность полученных данных будут обеспечены, насколько качественно будет проведен анализ? Вопросы риторические.

Вышеуказанный кейс имел место в 2017 году и посвящен он изучению уровня удовлетворенности образовательными услугами и условиями обучения в Евразийском национальном университете им. Гумилева (номер лота 8750543-ЗЦП1).

 

Аналогичным образом проводится изучение доверие людей к институтам системы госуправления, правоохранительной системе, межконфессиональным вопросам и т.д. В сжатые сроки, без предварительной проработки заказчиком цели, задач и гипотез, без понимания заказчиком инструментов и специфики таких исследований и на абсолютно нерыночных финансовых условиях.

И получается, что в результате того, что заказчиком не понимаются специфика рынка исследовательских услуг, структура издержек при их оказании (одно лишь легальное программное обеспечение обходится компании в миллионы), происходит разочарование в таких инструментах мониторинга общественно-политической ситуации.

 

В чем же корень всех бед данного рынка? В заказчике.

Пока заказчику плевать на свою некомпетентность пока он не беспокоится за то, что ему предъявят за некорректную постановку задачи и создание невыполнимых условий для их реализации, а результаты этой работы будут скрыты – ситуация не изменится.

Рынок дает заказчику то, что он хочет – пусть с временным лагом и не всегда на тех условиях, которые для заказчика приемлемы в конкретном моменте времени, но дает.

Пока заказчик не станет более компетентным, более требовательным и дальновидным – социология останется лишь игрушкой для манипуляции через опросы в мессенджерах, и «сделать ее великой» (а она ей никогда и не была) не получится.

До тех пор, пока «слышащее государство» не выстроит инструменты социологического мониторинга общественное мнение останется мнением тех, кто виден, кто публичен и кричит о своих проблемах (реальных или искусственных).

Без социологии «слышащее государство» никогда не услышит тех, кто молчит о своих проблемах, не сможет стать превентивным, проактивным и останется в ловушке «тушения пожаров».

 

Реально ли сделать «умнее» всех заказчиков, представляющих множество структур: министерства, акиматы, различного калибра квазигосударственные компании? Вполне. Для этого необходимо провести соответствующий ликбез, но это не решит всей проблемы, а лишь немного смягчит ее.

Социологические исследования должны, при этом акимат не может оценивать отношение жителей к нему самому, а министерство не может оценивать ситуацию в курируемой им сфере – это прямой конфликт интересов, ведь если ты заказчик, то ты диктуешь поставщику условия, при которых ты примешь его отчет.

Единственным системным решением является консолидация исследований в независимой от исполнительной власти структуре, которыми являются структуры, подчиненные Главе государства или Парламенту и для этого необходимы компетентные люди, которые имеют стратегическое, компетентное видение в изучаемых вопросах.

Азиз Искаков

Заместитель директора департамента проектного управления Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, Член Президентского молодежного кадрового резерва

Еще новости

Back to top button
Close