Статьи

Если есть много реестров и нет одного общего – «кому-то» это выгодно, но не бизнесу!

Для того, чтобы предпринимателю ввезти в страну товар, он должен[1] при растаможке предъявить документ о том, что каждый вид ввозимого товара безопасен (сертификат, декларация и т.д.) и соответствует всем требованиям.

Аналогично, для производства и выпуска в оборот товаров нашими производителями внутри страны требуется по законодательству в сфере технического регулирования[2] получить такие документы в аккредитованных органах по сертификации, которые есть не во всех регионах на просторах нашей необъятной Родины, а иногда и один единственный на всю страну. Копии таких документов также требуются[3] при продаже всех товаров в магазинах.

Вместе с тем, на каждый товар может распространяться до шести разных технических регламентов ЕАЭС[4] (актов, устанавливающих обязательные требования, всего их пока 48, в разработке – 10), при этом ни то, что предприниматели, даже специалисты не всегда верно могут однозначно сказать – какие именно требования необходимо соблюсти для каждой продукции, где и как получить необходимый документ. К примеру, всем известная игрушка-шоколад «Киндер-сюрприз»: с одной стороны, игрушка и должна соответствовать техрегламенту на игрушки[5], с другой – пищевая продукция (шоколад) и должна соответствовать техрегламенту на «пищевку»[6], с третьей – содержит упаковку, которая должна также иметь документ на другой технический регламент[7].

Как же быть, если таких номенклатура таких товаров – сотни?

Зачастую бизнесу приходится обращаться в госорганы, органы по сертификации, Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК)[8] за разъяснениями, такие разъяснения разнятся, что вызывает множество проблем с органами контроля и таможенными органами. Данная проблематика не только создает финансовые проблемы для бизнеса, но и вводит субъективность в разъяснениях госорганов, повышаются коррупционные риски (представьте, вы обратились в один орган по сертификации, получили ответ, что товар подлежит сертификации, стоимость $500, тогда обратились в другой и получили ответ, что на товар документ не нужен) Только ЕЭК в год отвечает на более чем тысячу таких обращений, причем для этого требуются время — и трудозатраты.

Проблема усугубляется также тем, что в рамках пятерки стран Евразийского экономического союза отсутствует единый классификатор товаров именно для целей технического регулирования (он должен отличаться от Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС), созданного для целей сбора пошлин, при этом в каждой стране свой классификатор для иных целей, например, в Казахстане — ЕНС ТРУ для целей госзакупок).

В век цифровизации для решения данных проблем требуется создание единой информационной системы в сфере технического регулирования. Для этого потребуется объединить все реестры в данной сфере в одну систему: вводишь свою продукцию, выдает (в машиночитаемом формате) код товара (а для этого, как указано выше, нужен единый классификатор товаров в ЕАЭС для целей техрегулирования), какие обязательные требования на него распространяются (какие именно стандарты и техрегламенты в какой части? тексты этих документов в этой части), какие процедуры оценки соответствия, какие лаборатории и где, какие методы отбора проб, испытаний и измерений, где можно пройти оценку соответствия, примерная стоимость? сколько каких сертификатов какими органами уже выдано на эту продукцию в стране, какие органы контроля в какой части, сколько каких нарушений у кого выявлено, какие меры предприняты, какие товары отозваны, какие изъяты.

Сегодня все реестры в сфере технического регулирования раздроблены (их около десятка), а многие и не созданы до сих пор в машиночитаемом формате:

1) Реестр субъектов аккредитации (лаборатории и органы по сертификации) — http://88.204.198.180/index.php?do=web_search

2) Реестр зарегистрированных сертификатов соответствия на продукцию государственного реестра системы сертификации Республики Казахстан — http://www.rep.nca.kz/kaz/

3) Единый реестр органов по оценке соответствия ЕАЭС —  https://portal.eaeunion.org/sites/commonprocesses/ru-ru/Pages/ConformityAuthorityDetails.aspx

4) Реестр протоколов испытаний — http://rep.nca.kz/pri/

5) Реестр выданных сертификатов соответствия единой формы Таможенного Союза http://www.rep.nca.kz/

6) Единый фонд нормативных технических документов — https://www.egfntd.kz/rus/page/index-new.html

7) Единый реестр свидетельств о классификации маломерных судов, отвечающих требованиям технического регламента Таможенного союза
«О безопасности маломерных судов» (ТР ТС 026/2012) — http://www.eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/deptexreg/coordination/Pages/registr_malomer.aspx

8) Единый реестр свидетельств о государственной регистрации продукции — https://portal.eaeunion.org/sites/odata/_layouts/15/portal.eec.registry.ui/directoryform.aspx?listid=0e3ead06-5475-466a-a340-6f69c01b5687&itemid=231#

9) Единый реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, выданных по единой форме —

10) Технические регламенты Республики Казахстан – электронный реестр не создан;

11) Технические регламенты Таможенного союза/ЕАЭС – электронный реестр не создан;

12) Реестр уполномоченных органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов (с разбивкой кто в какой части) – не создан;

13) Реестр перечней стандартов к техническим регламентам ТС/ЕАЭС – не создан;

14) Реестр перечней продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением таможенному органу документов об оценке соответствия продукции – не создан;

15) Реестр продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия, в том числе на национальном уровне, с указанием кодов классификации — не создан.

Создание классификатора и интеграция реестров – процесс сложный, но это сократит бюджеты многих подведомственных предприятий на сопровождение отдельных реестров, будет встречено сопротивлением и отсутствием экспертов в отраслях, это потребует обеспечения информационной безопасности при интеграции национальных систем и систем ЕАЭС, а также согласования со всеми странами ЕАЭС.

При этом при всем, это для бизнеса это создаст удобный сервис, сократит временные и финансовые издержки, позволит получить картину о конкурентах, наиболее удобной логистике и наилучшей практике по сертификации, для населения в будущем — будет адаптировано в качестве приложения в смартфонах и позволит в магазинах оперативно получать всю информацию о безопасности товаров и не только; а для государства — повысит прозрачность, устранит неопределенность и субъективный фактор, позволит автоматически формировать экономически значимую статистику по отраслям, прогнозы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К. Еликбаев,

резервист ПМКР

+79191092472

kuan1@mail.ru

 

[1] http://adilet.zan.kz/rus/docs/H12EK000294#z11

[2] http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z040000603_

[3] http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1500011148

[4]http://www.eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/deptexreg/tr/Pages/%d0%a2%d0%b5%d1%85%d0%bd%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b5%20%d1%80%d0%b5%d0%b3%d0%bb%d0%b0%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d1%82%d1%8b%20%d0%a2%d0%b0%d0%bc%d0%be%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be%20%d1%81%d0%be%d1%8e%d0%b7%d0%b0.aspx

[5] http://www.eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/deptexreg/tr/Documents/TR%20TS%20Toys.pdf

[6] http://www.eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/deptexreg/tr/Pages/PischevayaProd.aspx

[7] http://www.eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/deptexreg/tr/Documents/TR%20TS%20Upakovka.pdf

[8] http://www.eurasiancommission.org/

Теги

Куаныш Еликбаев

Заместитель директора департамента в Евразийской экономической комиссии, Член Президентского молодёжного кадрового резерва

Еще новости

Back to top button
Close