ГлавноеСтатьи

Слышащее государство?

— Слышащее государство?

— Не, не слышал…

 

Прошел ровно год с момента провозглашения Главой государства концепции «слышащего государства», а воз и ныне там. Чиновники и в центре, и в регионах спрятались от народа в просторных кабинетах и дорогих автомобилях. Возможно, они изо всех сил работают для улучшения качества жизни населения и им совершенно некогда слышать это самое население. Но, опять же, с приставкой «возможно», ибо, населению не видно ни результатов этой работы, ни то, как они работают.

Оттого и приходится Главе государства вмешиваться и в ручном режиме решать бытовые проблемы граждан, о чем он и заявил во время своего первого послания: «Зачастую люди вынуждены обращаться к Президенту вследствие «глухоты» и закрытости чиновников в центре и на местах».

На самом деле, проблема «глухих» чиновников появилась не в прошлом году. Ведь уже само появление концепции «слышащего государства» говорит о том, что государство до этого времени не слышало своих граждан. Эта проблема была и до 2016 года, когда по всей стране были созданы первые общественные советы для контроля деятельности государственных органов. Она была и раньше, когда были созданы первые маслихаты…

Каждый раз, попытка взять под контроль работу чиновников и направить их на улучшение благосостояния населения, претерпевала удивительную метаморфозу и те люди, которые должны были осуществлять тот самый контроль над чиновниками, сливались с ними в нечто единое в своем бездействии. Такое случилось и в этот раз, «слышащее государство» плавно и незаметно превратилось в «слышащий президент».

Как это происходило?

Во-первых, Президент поручил чиновникам активно взаимодействовать с населением, в том числе через социальные сети. Однако, чиновники превратили социальные сети в очередное «средство массовой информации»: что-нибудь да писали, но на вопросы не отвечали.

Во-вторых, в Администрации президента был создан специальный отдел, который будет следить за качеством рассмотрения госорганами обращений граждан. Согласно открытым данным, этим отделом, с момента его создания, были приняты 1777 человек, 700 из которых – в рамках выездных приемов помощника Президента в 9 регионах страны, и это не то, чем нужно хвастаться. Это, наоборот, говорит о том, что вместо того, чтобы разбираться с причиной – «глухими» чиновниками, Президенту приходится разбираться с последствием – их бездействием, нежеланием, некомпетентностью (нужное подчеркнуть, можно выбрать несколько вариантов).

В-третьих, 21 ноября прошлого года, по инициативе вышеназванного отдела, был впервые проведен единый день приема граждан, где чиновники на всех уровнях, согласно открытым данным, осуществили личные приемы более 14 тысяч человек.

Но, этих мер не совсем достаточно, потому что у всех них есть один большой недостаток – количество людей, которые они охватывают.

На прием в Администрацию президента попали 1777 человек, а к руководителям остальных госорганов – более 14 тысяч человек, при численности населения свыше 18 миллионов. Что же делать остальным? Все ли общественные проблемы озвучиваются в социальных сетях? Что делать тем, у кого нет доступа к интернету или социальным сетям?

Поэтому, видится целесообразным небольшое переформатирование данной работы. Дело в том, что «глухонемая» (не «глухая» даже) система госуправления породила и общество взаимного недоверия. Граждане абсолютно перестали доверять не только чиновникам, но и друг другу. Любая похвала в адрес чиновников принимается на штыки, человек похваливший, автоматически обвиняется в аффилированности с этим чиновником, в том, что его подкупили, или в том, что он пытается заработать какое-нибудь очко. Если даже он похвалил искренне и за решение его конкретной проблемы. Сложилась ситуация, когда кулуарного решения конкретных проблем конкретных людей уже недостаточно. Назрела необходимость в публичном толковании и обсуждении принимаемых решений.

Для этого нужно, всего лишь, изменить график работы первых руководителей госорганов. Сегодня, у каждого руководителя есть часы приема граждан по личным вопросам. Обычно, это – два часа в один из будних дней один раз в неделю. Сколько людей можно успеть принять за это время? 5? 10? Поэтому, необходимо законодательно закрепить их еженедельную встречу с населением на полный рабочий день. А также, данные встречи необходимо проводить путем онлайн-трансляции, через все возможные каналы связи, в том числе через социальные сети.

Реализовав этот нехитрый механизм, у всех стейкхолдеров будет возможность мониторить эффективность работы чиновников. Так, у населения будет возможность на системной основе доносить до первых руководителей госорганов свои актуальные проблемы; у чиновников будет возможность своевременно решать эти проблемы и не допускать их эскалации, еженедельные встречи будут способствовать предотвращению накопления протестного настроения у общества, а чувство причастности вызовет понимание и лояльность общества, и, не менее важное, у чиновников будет возможность показать вышестоящему начальству свою работу, свое умение выстраивать эффективный диалог с населением; и, напоследок, это откроет путь к реализации другой инициативы Главы государства – системы оценки работы акимов. У Главы государства и его администрации будет возможность в прямом эфире видеть насколько компетентен тот или иной руководитель и при выявлении некомпетентных, у Президента будет возможность, цитируя его слова: «решительно от них отказываться, избавляться».

Да, возможно, это будет трудно, но если сейчас законодательно не заставить чиновников слышать народ и понимать, что «главная задача властей – оперативно и эффективно реагировать на все конструктивные запросы граждан», то недалек тот день, когда и президент перестанет справляться.

Еще новости

Back to top button
Close