Статьи

Возможности для развития урановой отрасли

С момента обретения независимости Казахстан привлекал инвесторов в различные сферы деятельности, в том числе и добывающую промышленность. Сейчас существует множество совместных предприятий, которые осуществляют добычу полезных ископаемых с дальнейшей переработкой до готового продукта.

Урановое производство тоже не является исключением, основными партнерами национального оператора АО «НАК «Казатомпром» являются лидеры в области добычи урана такие как: российская компания UraniumOne, французская Orano, канадская Cameco, китайский оператор CGN и японская корпорация Marubeni. Все они имеют совместные с национальным оператором проекты на территории нашей страны.

Казахстан на протяжении последних 10 лет удерживает бессменное лидерство в мире по добыче урана, но как дорого сейчас обходится нам это лидерство. Об этом задумываются лишь не многие, которые видят всю суть проблемы. Но как же случилось, что некогда одна из перспективных отраслей страны в какой-то момент столкнулась с трудностями, из-за которых возникают риски ее полноценного дальнейшего развития. Основной причиной является отсутствие четкого взаимодействия всех ее участников в планировании долгосрочной программы ее развития. Министерство энергетики Республики Казахстан, которое является уполномоченным государственным органом на текущем этапе решает свои определенные задачи, национальный оператор определяет объемы производства согласно имеющихся контрактов, иностранные партнеры руководствуются исполнением своих обязательств. Однако результаты развития данной отрасли могут быть намного выше текущих показателей, и как результат могут принести бо́льшую выгоду, во-первых, для государства это повышение поступлений в бюджет страны, во-вторых, для иностранных партнеров это получение максимальной прибыли, в-третьих, для акционеров это рост дивидендов, в-четвертых, для Казатомпрома это повышение его рейтинга и доверия со стороны контрагентов и партнеров, в-пятых, для работников уранодобывающей отрасли это возможность повышения доходов. Одним из методов является регулирование объема добычи и переработки для получения оптимальной цены.

В таблице ниже представлены объем добычи в Казахстане и изменение спотовой цены на уран:

Год 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Объем добычи, тн* 17 449 19 096 20 979 22 501 22 829 23 806 24 689 23 391 21 699 22 808
Цена спот**, $/фунт*** 46 56,2 48,9 38,6 33,5 36,8 25,6 21,7 24,6 25,6

 

* https://www.kazatomprom.kz/ru/page/dobicha_prirodnogo_urana

** спотовая цена –  (англ. spot price) — цена, по которой продается реальный товарценные бумаги или валюта в данное время и в данном месте на условиях немедленной поставки.

*** https://www.world-nuclear.org/information-library/nuclear-fuel-cycle/mining-of-uranium/world-uranium-mining-production.aspx

Если построить график зависимости стоимости урана от объема добычи урана, то видна корреляция стоимости от объема добычи. Это наталкивает на мысль, что при снижении объема добычи цена растет вверх. Полагаю, что это и стало одной из причин снижения объема добычи урана Казатомпромом в 2018 – 2020 годах на -20% от контрактных обязательств.  Но почему Вы скажите снижение именно на 20%, а не 30% или 35%. Данный момент отражен в пункте 7 статьи 182 Кодекса РК о недрах и недропользовании №125-VI от 27.12.2017г. Основная проблема лежит в том, что при снижении или превышении добычи более 20% от контракта это является нарушением его обязательств и влечет за собой, во-первых, необходимости уплаты неустойки (пп.3 пункта 2 статьи 181) и риск прекращения действия контракта на добычу урана в одностороннем порядке уполномоченным органом (пункт 2 статья 163 того же кодекса). В связи с длительными и сложными процедурами внесения изменения в контракт на недропользование многие дочерние предприятия вынуждены удерживать производство в указанных диапазонах. Это говорит о том, что отсутствует определенная гибкость в планировании и возможность достижения оптимальных ценовых показателей для получения максимальной прибыли.

Со стороны государственных уполномоченных органов, на данный момент идет упор на соблюдение объемов по имеющимся контрактам, т.е. исполнение условий плановых натуральных показателей по добыче, переработке, реализации и отгрузки готовой продукции. Тогда как, следует в первую очередь учитывать какой доход оно может получить в том или ином случае.

Еще один момент, который волнует не меньше этого, это факт истощения ресурсов, которых с каждым годом становится все меньше и меньше. При условии гибкого подхода к планированию производства появляется возможность увеличения продолжительности деятельности добычных предприятий, так как, к примеру, не добытые ресурсы текущего года переходят на следующий тем самым увеличивая условно срок отработки месторождения. Что наряду с тем фактом, что прирост запасов на данный момент уступает их погашению дает дополнительный эффект от внедрения данного механизма.

Если рассматривать в целом производство урана по странам, то Казахстан лидирует на этом рынке с 2009 года, тогда как другие страны удерживают уровень производства примерно на одном уровне.

 

https://www.world-nuclear.org/information-library/nuclear-fuel-cycle/mining-of-uranium/world-uranium-mining-production.aspx

За последние 10 лет видно, что Казахстан стабильно наращивал производство вплоть до 2016 года, как раз именно на рубеже конца 2016 – начала 2017 года и сложилось максимальное снижение цены и многие страны начали пересматривать программы производства по большей части в сторону снижения, самый большое снижение показала Канада, примерно 47% по отношении 2018 к 2017году и на 29% по отношении 2019 к 2010 году. В то же время такие страны как Австралия и Намибия увеличили производство в 2019 году по сравнению с 2010 годом. Данные говорят нам о том, что многие страны взвешивают необходимость увеличения или снижения производства исходя из существующей потребности.

Поэтому резюмируя все вышесказанное предлагается провести совместную работу уполномоченного государственного органа, национального оператора и его партнеров с целью определения оптимального уровня и составления долгосрочных прогнозов добычи для получения максимальной прибыли, так как это затрагивает интересы большинства участников этого процесса. Внесение соответствующего изменения в Кодекс о недрах и недропользовании и/или упрощение процедуры внесения изменения в контракты недропользования для создания гибкости в процессе добычи урана.

Реализация данных предложений позволит подходить к использованию имеющиеся ресурсов с получением максимальной прибыли, делать краткосрочные и среднесрочные прогнозы и вносить оперативные корректировки в производственные программы управляя добычей урана и производством конечной продукции. Результатом реализации данных мероприятий станет увеличение соответствующих выплат в государственный бюджет, а также позволит в случае снижения добычи более 20% также продлить жизнедеятельность рудников и занятость населения.

Ринат Байсултанов

Руководитель производственной компании, Член Президентского молодёжного кадрового резерва

Еще новости

Back to top button
Close