ГлавноеСтатьи

Экспортные этюды для торгового баланса Казахстана

Экспортные этюды для торгового баланса Казахстана

Удивительно, каким эмоциональным может быть изучение структуры торгового баланса страны! Там, как в сказке: смотришь структуру экспорта – душа надеждой наполняется, потом заглянешь в структуру импорта – сердце кровью обливается, и чем дальше – тем страшнее.

Прежде, чем погрузиться в остросюжетные переживания по поводу всяких дисбалансов и прочих гадостей, следует сказать пару слов про методологию.

Так уж у нас заведено с тех незапамятных времен, когда мы вошли в Евразийский экономический союз, что таможенная статистика по странам ЕАЭС (Россия, Беларусь, Армения, Кыргызстан) и таможенная статистика по прочим странам ведутся отдельно. Поэтому пришлось немного повозиться и объединить, на сколько это возможно, данные из разных источников, прежде чем проводить свой наивный анализ. Сам анализ строился на ранжировании товаров по их совокупной стоимости в таможенной статистике экспорта и импорта и сопоставлении полученных данных. Другими словами, я решил отталкиваться от того количества денег, которые мы получаем от экспорта либо тратим на импорт тех или иных взаимосвязанных товаров. Полученные данные я просеял через собственное субъективное сито оценки технологической реалистичности производства в объективных условиях нашей окружающей действительности и попробовал предугадать экспортный потенциал различных групп товаров с биркой «Made in Qazaqstan» самым распространенным в Казахстане околонаучным методом под названием «пальцем в небо». Чтобы не опошлять статью, нефть, газ и их производные в расчет не брались.

В итоге, представляю вашему вниманию мой хит-парад идей по улучшению торгового баланса через развитие промышленности в Казахстане.

Этюд первый: Стальные перспективы на 11 млрд долларов США

Давайте сначала порадуемся: экспортная выручка «черной» промышленности и тесно связанных с ней производств за 2019 год составила 4,155 млрд долларов США, а расходы на импорт — всего 3,9 млрд долларов. Торговое сальдо по этой группе товаров положительное!

Но подвох здесь в том, что средняя стоимость экспортированных товаров составила 260 долларов за тонну, а средняя стоимость импортированных товаров оказалась почти в 5 раз выше и составила 1 232 доллара за тонну.  То есть мы продаем дешевые товары, а покупаем дорогие. Вы уже сами догадались, что мы экспортируем много дешевого сырья и полуфабрикатов, а импортируем дорогую готовую продукцию. В этом дисбалансе заключается наша беда и в то же время кроется огромная возможность для индустриального развития при правильном приложении усилий.

Очевидно, что ситуацию можно исправить только одним способом – перестать экспортировать сырье и организовать его переработку в готовую продукцию у себя в стране. Но как это сделать правильно?

Если кто-то думает, что создание нового производства начинается с проектирования цехов и столовой, то он сильно заблуждается. Любое новое производство должно начинаться с планирования сбыта. Если вы не знаете куда, как и по какой цене будет продаваться производимая продукция, то вкладывать деньги в строительство такого завода не стоит.

Поэтому стратегию развития отрасли я предлагаю строить на эффективном использовании внутреннего спроса, имеющегося в Казахстане. Объем импорта указывает на минимальный уровень внутреннего спроса, который может быть использован для обеспечения сбыта продукции новых заводов на этапе их становления.  

Так, почти треть импорта этой группы товаров составляют трубы. В 2019 году Казахстан импортировал 794 тыс.тонн труб на 1,029 млрд долларов. Еще 21% импорта занимают краны, клапаны, вентили и другая арматура. Их было импортировано 43 тыс.тонн на 818 млн долларов. Очевидно, что основным потребителем этой продукции, которая совокупно составляет почти половину импорта данной группы товаров, является нефтедобывающая отрасль. 

Продукция для нефтяной промышленностиЕд. изм. количество стоимость (тыс. USD) средняя цена ед. (USD)
Трубы из черных металлов, включая чугунныет 794 445   1 029 763   1 296  
Краны, клапаны, вентили, другая арматура для трубопроводов, котлов, различных емкостей, включая редукционные, терморегулирующие клапаныт 43 240   818 479   18 929  
Всего  837 685   1 848 241   

Строительная отрасль Казахстана в 2019 году потребила импортный длинный прокат (арматуру, уголки и прочее), металлоконструкции и крепежные материалы в размере 1,1 млн тонн на сумму 834 млн долларов.

Продукция для строительной отраслиЕд. изм. количество стоимость (тыс. USD) средняя цена ед. (USD)
Прутки из железа, нелегированной, легированной и нержавеющей сталит 613 741   331 076   539  
Уголки, фасонные и специальные профили из железа и нелегированной сталит 245 142   178 440   728  
проволокат 71 284   43 851   615  
Металлоконструкции из черных металловт 127 083   161 673   1 272  
Винты, болты, гайки, глухари, ввертные крюки, заклепки, шпонты, шплинты, шайбы и т.п. из черных металловт 45 917   119 692   2 607  
 Всего  1 103 166   834 733   

В Казахстане успешно (если забыть про экологию) существует и работает  АО «АрселорМиттал Темиртау», который в 2019 году экспортировал 1,6 млн тонн плоского проката на 963 млн долларов. При этом Казахстан импортировал 655 тыс. тонн плоского проката на сумму 418 млн долларов США. Примечательно, что мы экспортировали в среднем за 584 доллара, а импортировали за 639 долларов за тонну.

Ед. изм. количество стоимость (тыс. USD) средняя цена ед. (USD)
Прокат плоский из железа, легированной, нелегированной и нержавеющей сталит 655 170   418 837   639  

Кроме того, в 2019 году мы завезли 4 686 железнодорожных вагонов на 276 млн долларов и 81 тыс. тонн запчастей к вагонам на 181 млн долларов. Очевидно, что основным потребителем этой продукции является АО «НК КТЖ».

Продукция для ж/д отраслиЕд. изм. количество стоимость (тыс. USD) средняя цена ед. (USD)
Вагоны ж/д и трамвайные, несамоходныешт 4 686   275 990   58 897  
Узлы и части к локомотивам, пр. железнодорожному подвижному составу и трамваямт 81 409   181 777   2 233  

И, наконец, в 2019 году мы завезли 25 924 шт. кузовов автомобилей на 148 млн долларов для нашего вечно перспективного автопрома.

Ед. изм. количество стоимость (тыс. USD) средняя цена ед. (USD)
Кузова для автомобилейшт 25 924   147 798   5 701  

Объем потребления импортной продукции по каждой из рассмотренных выше позиций является достаточно высоким. Столь высокий платежеспособный спрос представляет собой отличную предпосылку для создания отечественного производства соответствующих товаров.

Если основной задачей производства вагонов и кузовов автомобилей должно стать импортозамещение, то производство труб, длинного и плоского проката, крепежных материалов, металлоконструкций, запчастей к вагонам должно быть изначально ориентировано на экспорт. Новые заводы следует обязательно проектировать и строить с расчетом на завоевание внешних рынков.

Существующий внутренний спрос следует использовать для создания подушки безопасности для новых заводов через заключение долгосрочных контрактов с потребителями. Опираясь на такие долгосрочные контракты на поставки, новые заводы смогут окрепнуть и проводить агрессивную экспортную экспансию сразу, с момента своего запуска, без риска обанкротиться. Очевидно, что завоевание позиций на внешних рынках потребует значительного времени, поэтому подпитка заводов внутренним спросом имеет ключевое значение.

У государства есть все рычаги для реализации предлагаемой стратегии, начиная с национальных компаний, которые сами являются крупными потребителями импортируемой продукции, и заканчивая армией дипломатов, способных сильно упростить экспансию казахстанских товаров на международный рынок. 

Скептики скажут, что мировой рынок стали испытывает кризис перепроизводства и глупо ставить на развитие стальной промышленности. Однако, Турция является крупным поставщиком стальной продукции на мировом рынке при дорогой энергии и отсутствии у нее сырья. Иран, находясь под международными санкциями, сумел преодолеть стальную импортозависимость и становится значимым игроком на ближневосточном рынке стали. Эти хрестоматийные примеры показывают, что нет никаких объективных причин, объясняющих, почему «черная» промышленность Казахстана находится в таком недоразвитом состоянии и мы с советстких времен до сих пор экспортируем сырье и импортируем готовую продукцию.

Как ни парадоксально, зачаточное состояние стального производства в Казахстане легко превратить из недостатка в преимущество. Казахстан волен приобрести самые совершенные и эффективные современные технологии производства, которые только есть в мире. Технологии станут нашим супер-оружием. Мы будем производить качественный товар дешевле и эффективней других. Мировой рынок не знает патриотизма. Покупают у того, кто может поставить лучше, дешевле, быстрее, качественней, надежней. В то время, как старые стальные гиганты будут плестись в своих неповоротливых телегах со скрипящими колесами, мы сядем в новенький комфортабельный автомобиль и помчимся в светлое будущее.

Только позвольте себе помечтать и представить, что всего за 3 года в Казахстане будут построены десятки новых заводов в партнерстве с мировыми лидерами. Будут созданы десятки тысяч новых рабочих мест. Поезда, составленные из вагонов, произведенных в Казахстане, повезут наши трубы, катанку, арматуру в Центральную Азию, в порты Каспийского и Черного моря. Морские суда повезут нашу продукцию на Ближний Восток, в Африку и Америку.

В результате развития отрасли в течение 3-5 лет мы имеем возможность увеличить выпуск продукции на 21 млн тонн, прекратить экспорт сырья и увеличить экспорт готовой продукции на 300% с 3,7 млн тонн до 11,3 млн тонн. Положительное сальдо торгового баланса по данной группировке товаров будет увеличено с 245 млн до 11 млрд долларов США за счет импортозамещения и увеличения экспорта готовой продукции.

От нас требуется только решить, хотим ли мы действительно стать успешными и процветать.

Теги

Султан Тундукпаев

Предприниматель. Член совета директоров Казахстанской ассоциации солнечной энергетики. Член Президентского молодёжного кадрового резерва

Еще новости

Back to top button
Close